malutina: (Default)
olga_ne_anton/ЖЖ/ Ольга ([personal profile] malutina) wrote2012-02-18 11:32 pm

Письмо 11-ти. Письмо ленинградских архитекторов-реставраторов в ЦК КПСС. 22 апреля 1967 г.

Оригинал взят у [livejournal.com profile] r_9 в Письмо 11-ти. Письмо ленинградских архитекторов-реставраторов в ЦК КПСС. 22 апреля 1967 г.
Архивное дело спецсектора общего отдела Ленинградского горкома, в котором документ содержится (ЦГАИПД СПб. Ф. 25. Оп. 98. Д. 69. Л. 112 – 119), по-прежнему секретно в целом, но восемь листов оказались несекретными. И после года борьбы я их получил. Это письмо на имя генсека Брежнева, председателя Совета Министров СССР Косыгина и генпрокурора Руденко от группы ленинградских архитекторов.

В основном это известные архитекторы-реставраторы: Ирина Николаевна Бенуа (1912 – 2005), Константин Михайлович Дмитриев (1901 – 1983), Александр Александрович Кедринский (1917 – 2003), Михаил Азарьевич Краминский (1899 – 1982), Евгения Николаевна Петрова (ум. 1992), Михаил Михайлович Плотников (1901 – 1992), Борис Михайлович Серебровский (1902 – 1978), Антонина Ивановна Тараненко (1907 – 1990), Наталья Михайловна Уствольская (1909 – 1987), Серафима Сергеевна Фролова (род. 1912) и Ирина Густавовна Шульман (1912 – 2008).

Начальников среди этих людей не было, письмо 11-ти написано, судя по всему, помимо Союза архитекторов (хотя все подписавшие были его членами), датировано 22 апреля 1967 года, а непосредственным поводом послужило уничтожение 12 апреля 1967 года путем взрыва дома 16/2 по пр. Римского-Корсакова, дома, построенного в конце XVIII века. После этого взрыва терпение архитекторов-реставраторов иссякло, и они отправили это письмо.

Как было заведено, письмо до высокопоставленных адресатов не дошло и вернулось из ЦК КПСС обратно в Ленинград. Есть штамп спецсектора с датой 23 мая 1967 года. Возможно, все, чего добились архитекторы, - это восстановление взорванного дома 16/2 по пр. Римского-Корсакова.



Письмо 11-ти

Генеральному секретарю ЦК КПСС тов. Брежневу Л. И.,
Председателю Совета Министров СССР тов. Косыгину А. Н.
Генеральному прокурору СССР тов. Руденко Р. А.


<…>За последнее время отношение к городу резко изменилось. Намечены и частично осуществлены строительные мероприятия, искажающие ценнейшие историко-архитектурные комплексы и отдельные городские сооружения.
Недопустимые реконструктивные работы частично осуществлены в районе Смольного<…>.

Несмотря на возражения общественности, здесь взорваны здания двух манежей и намечен снос 38-й поликлиники. Разработан проект объединения площадей Растрелли и Диктатуры Пролетариата, в корне искажающий облик района. Объединение площадей не вызвано какой-либо практической необходимостью, а с градостроительной точки зрения даст только отрицательный эффект. Композиционная значимость здания Смольного и пропилей будет умалена. Новая площадь, лишенная композиционной оси, получит неприятную вытянутую конфигурацию<…>.

Искажаются и другие историко-революционные памятники Ленинграда.
Надстроен двумя этажами и переделан дом № 1 с квартирой В. И. Ленина на Сердобольской улице; разработан проект постройки нового здания на месте Измайловского манежа – одного из памятных ленинских мест; намечена полная перестройка улицы Воинова между Таврическим дворцом и Смольным – района, овеянного славой революционных событий.

<…>Архитектурная и художественная общественность дает отрицательную оценку реконструктивным работам, проведенным на площади Александра Невского, на Манежной площади, на площади Мира, на перекрестке Садовой улицы и Невского проспекта, на Петровской набережной, где на одном из наиболее ответственных участков берегов Невы возникла группа многоэтажных, никак не связанных между собой зданий.
Оценивается как градостроительная ошибка постройка высотных гостиниц на Пироговской набережной и на Лермонтовском проспекте. Эта последняя своим примитивным геометрическим силуэтом и неверно взятым масштабом уже испортила перспективу набережной Фонтанки. Гостиница на Пироговской набережной внесет резкий диссонанс в центральную часть панорамы Невы. Кроме того, эта гостиница запроектирована с учетом сноса здания Пироговского музея, сооруженного на народные деньги. Сохранить музей следует из элементарного уважения к памяти крупнейшего русского хирурга.

На художественном облике города крайне отрицательно сказываются перестройки и надстройки зданий классической архитектуры конца 18-го – начала 19-го столетий. Уродуются их карнизы, нарушается декор фасадов, пропорциональные соотношения этажей, окон и пр. <…>

Показательна в этом отношении надстройка дома на углу улицы Толмачева и ул. Ракова, не только обезобразившая один из лучших жилых домов Ленинграда конца 18-го века, но и умалившая роль и значение в застройке Манежной площади здания самого Манежа, сооруженного архитектором К. И. Росси.
Надстройка зданий, подгонка их под один карниз с доходными домами конца 19-го – начала 20-го столетий зрительно суживает и затеняет старые улицы и площади Ленинграда.

Стремление местных организаций и районных советов «выжать» дополнительную жилую площадь из старых кварталов Ленинграда, отличающихся и без того высокой плотностью застройки, безусловно, идет вразрез с интересами самого города.

Примером полного забвения этих интересов и игнорирования мнения общественности служит разрушение дома № 2 на площади Коммунаров (дом № 16 по пр. Римского-Корсакова). Он был взорван 12 апреля в 20 часов несмотря на категорические возражения Архитектурно-планировочного управления и общественности. Вопрос был решен на узком заседании Ленгорисполкома.

<…>Разрушение дома № 2/16 на площади тем более преступно, что он находился в хорошем техническом состоянии. Заключением технической экспертизы, проведенной в 1959 году экспертно-техническим отделом АПУ, допускалась надстройка дома на 2 – 3 этажа без усиления фундамента. Требовалась лишь перекладка части стены небольшого флигеля со стороны пр. Римского-Корсакова, поврежденного в годы войны взрывом артиллерийского снаряда.

Новый дом, запроектированный Ленжилпроектом на площади Коммунаров, по своей архитектуре совершенно чужд ансамблю площади. <…> В первом этаже здания намечено устройство образцово-показательного комиссионного магазина, ненужного в этом районе.
<…>Огромный ущерб памятникам Ленинграда наносится при их ремонтах. Качество ремонтных и даже реставрационных работ из года в год снижается. При ремонте, как правило, обезображиваются балконы и карнизы зданий – они обшиваются железом с грубо выбитыми и неправильными профилями, портятся профиля тяг, имеет место уничтожение на зданиях лепных деталей, решеток, ворот и даже скульптурных фигур. Внутри зданий при капитальных ремонтах строителями безжалостно уничтожается ценный архитектурный декор помещений – барельефы, лепные карнизы, паркеты наборного дерева, мраморные камины со скульптурными рельефами, изразцовые печи, разбиваются или просто выкрадываются вделанные в стены зеркала и т.д.

Разгромлена отделка дома № 6 на 1-й линии Васильевского острова, дома № 1 на ул. Халтурина, д. № 14 на Дворцовой набережной, домов № 26 и № 99 на Фонтанке, дома № 13 на Мойке и т.д. Некоторые из этих зданий состоят под охраной Гос. инспекции по охране памятников.

Показателем последних недоброкачественных реставрационных работ по зданиям-памятникам могут служить павильоны Инженерного замка. Каменные муфтированные колонны на фасадах павильнов были затерты штукатуркой и окрашены в белый цвет, а крыльца павильонов облицованы гранитом. <…>

Безразличное отношение к историческим и художественным памятникам Ленинграда, их физическое уничтожение и обесценивание безграмотными надстройками и недоброкачественными ремонтами может привести к тому, что наш город утратит свою мировую славу. Между тем эту славу легко повысить путем умелых реставраций и восстановления исторических и художественных памятников, испорченных в предреволюционные годы. Так, например, можно легко завершить замысел К. И. Росси по оформлению площади Ломоносова. Завершение ансамбля во много раз повысит градостроительное значение площади.

<…>Для развития туризма большое значение имеет сохранение пригородов Ленинграда с их уникальными дворцами и парками. Между тем ценнейшие дворцовые комплексы в Знаменке, Михайловке с вековыми парками полностью заброшены. Со времени войны дворцовые здания стоят без крыш, т.е. без минимального консервационного ремонта. Стоят без крыш Баболовский дворец и Китайский театр в Пушкине, гибнет исключительно интересный и своеобразный ансамбль Ратной палаты и Федоровского городка, решенный в формах древнерусского зодчества. Не восстановлен после войны и разрушается усадебный дом с парком в Антропшино. До сих пор не проведены даже минимальные консервационные ремонты по целому ряду парковых сооружений и павильонов в Пушкине, Петергофе, Гатчине.

Решением Совета Министров РСФСР от 24 мая 1966 г. на Ленгорисполком возложена большая ответственность за охрану памятников, которая признана делом государственной важности.

Ленгорисполкому поручено создать в городе заповедные места (районы), а также охранные зоны . Проект зон предложено согласовать с Министерством культуры РСФСР и Центральным Советом общества по охране памятников истории и культуры .
Директивное распоряжение Правительства полностью игнорируется Ленгорисполкомом. Проект охранных зон, разработанный в составе генерального плана города, одобренного в 1964 году, не вводится в действие. Не принимается и проект зон, разработанный комиссией общества охраны памятников истории и культуры и одобренный общественностью на заседании Совета общества 18 января 1967 г.

Не выполняется и указание правительства о необходимости согласования с общественностью и Центральным Советом общества по охране памятников истории и культуры всех проектов, затрагивающих интересы исторически сложившихся районов города . Как видно на примере дома № 2 на площади Коммунаров (№ 16 по пр. Римского-Корсакова) в Ленинграде все еще имеет место принятие необоснованных волевых решений<…>.

Мы считаем необходимым довести до сведения ЦК КПСС, Советского правительства и органов прокуратуры о ненормальном положении с делом охраны исторических и художественных памятников в Ленинграде и о недопустимом отношении некоторых организаций к существующему фонду жилых и общественных зданий.
Одновременно просим:

1. Предложить Ленинградскому областному и городскому комитетам партии и Ленгорисполкому усилить работу по охране исторических и художественных памятников Ленинграда.

2. Обязать Ленгорисполком в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 24 мая 1966 г. создать в Ленинграде заповедные районы и охранные зоны, не допуская уменьшения территории зон сравнительно с проектом 1964 г., разработанным в составе генерального плана города.

3. Обязать Городской комитет партии наладить работу Добровольного общества по охране памятников истории и культуры и привлекать его к обсуждению вопросов, связанных с сохранением всех архитектурных и исторических ценностей.

4. Уделить внимание в газетах «Ленинградская правда» и «Вечерний Ленинград» вопросам истории города и пропаганде самого бережного отношения к памятникам национальной культуры.

5. Поручить прокурору города расследовать случаи уничтожения ценных в историческом и художественном отношениях сооружений Ленинграда, а также случаи уничтожения ценной внутренней отделки жилых и общественных зданий при капитальных ремонтах (часть адресов приведена в настоящем письме).

6. Обязать Ленгорисполком восстановить в прежнем виде дом 2 на площади Коммунаров (№ 16 по пр. Римского-Корсакова) с отнесением расходов на счет виновников в пределах, обусловленных законом.
22 апреля 1967 г.


Источник: О чем 40 лет назад ленинградские архитекторы писали Брежневу и Косыгину/

Post a comment in response:

This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting