Entry tags:
Гуляем по городу с gudea. Льнокомбинат - 2.

Дом культуры льнокомбината.
Этот район застраивался до и после войны, практически вся его деревянная застройка принадлежит стилю «конструктивизм».
Специалист подобен флюсу – его полнота одностроння.©
И опять скажу - это замечательно вместе с
![[livejournal.com profile]](https://www.dreamwidth.org/img/external/lj-userinfo.gif)
А о конструктивизме в Вологде и его ценности пора начинать думать, пока он ещё есть.
Вопреки расхожему мнению в историю мировой архитектуры Россия вошла не соборами (которые и строили подчас итальянцы), а геометричными сооружениями эпохи конструктивизма. В Вологде знаменитых шедевров нет, но есть (пока ещё) дома этой эпохи, этого стиля.
Кстати.
Конструктивизм - это, во-первых, соблюдение основополагающего принципа конструктивизма: форма следует конструкции, конструкция - функции. То есть внешний облик дома - это не фасад, надетый на некий объем, а отражение планировки и конструкции (откуда, собственно, и название). Отсюда простота и чистота линий, отрицание декора, аскетическая графичность плоскостей, примат объема над деталью. Композиционно это комбинации из разновысотных кубических объемов, острые углы, полукруги планов, подчеркнутый горизонтализм. Плюс набор формальных приемов: ленточные и круглые окна, редкие, но "ударные" балконы, угловые башни. Конструктивистские идеи простоты, стандарта, типизации и вообще "архитектуры как промышленности" были доведены до абсурда в хрущевские времена.
До 100-летия Великой Октябрьской социалистической революции (ещё раз – с праздником!), как принято было называть это событие в годы СССР, осталось несколько лет. Улицы Вологды демонстрируют это вполне убедительно: дома, появившиеся на волне надежд на «светлое будущее», порядком обветшали. А некоторые из них, при сохранении нынешней степени «заботы», вообще рискуют превратиться в руины. В первую очередь это касается зданий, возведенных в стиле конструктивизма. Они остаются символами надежд под девизом «мы наш, мы новый мир построим». Надежд, которые так и не сбылись.
В книге М.В. Фехнер «Вологда»:
«Параллельно со строительством каменных многоквартирных домов в третьей пятилетке шло строительство и двухэтажных деревянных. Около 50 деревянных домов за эти годы было построено государственными учреждениями. Двухэтажные дома, возведенные в 1937 – 1938 гг. в поселках строителей Льнокомбината и Северных железных дорог, выгодно отличаются общей композицией, введением мезонинов, балконов, террас от примитивных восьмиквартирных деревянных домов двух первых пятилеток. Но лишенная какой-либо композиционной идеи планировка этих поселков, где дома поставлены рядами, с соблюдением лишь противопожарных разрывов, производит унылое впечатление. Поселок Льнокомбината, в котором к 1940 г. насчитывалось уже около 3 тыс. жителей, предполагалось застроить четырех- и пятиэтажными домами. Но до войны успели возвести только одно большое четырехэтажное жилое здание с повышенной угловой частью очень скромной архитектуры.
В первые годы после войны (1945 – 1952 гг.) в Вологде, как и в других городах, наблюдается переход к малоэтажному строительству. Поселок Льнокомбината был спроектирован заново и начал застраиваться преимущественно двух- и частично трехэтажными жилыми домами, отделенными друг от друга полосой зелени.
Уже в 1948 г. в Вологде было сдано в эксплуатацию 30 домов с общей жилой площадью в 5 683 м2, а на следующий год – в 2,5 раза больше.
Использование типовых проектов для создания новых ансамблей выгодно отличает строительство настоящего времени в Вологде от довоенной застройки в значительной степени случайного характера. Наряду с основным поселком Льнокомбината очень приятное впечатление производит группа из трех двухэтажных жилых домов на ул. Добролюбова (1952 – 1953 гг.). Интимный и лиричный облик этих домов отвечает характеру тихой, удаленной от центра улицы, полной зелени и воздуха.
Особенно удачен уютный дом на восемь квартир, проект которого разработан архитектором А. И. Криппа. Хорошо продуманной планировкой двух- и трехкомнатных квартир с приятными пропорциями отличается второй из этих домов, автором которого является архитектор А. П. Великанов. Только крыльцо с четырьмя спаренными колоннами кажется излишне тяжелым и парадным. Послед-кий дом рассматриваемой группы, рассчитанный на 8 квартир, спроектирован архитекторами А. Ф. Хряковым и 3. О. Брод. По этому же проекту осуществлены также дома на ул. Калинина и Кирова.»
Выходим к Дому Культуры льнокомбината.



Мимо Дома Культуры мы выходим на улицу космонавта Беляева.



Улица Белява. У gudea Фев. 22, 2007|12:44 Деревянного магазина уже нет, который есть у Игоря.

Жилые дома напротив ДК -№2 улица Дзержинского.

№2 улица Прядильщиков.


Извините, был первый холодный день - в начале экскурсии до -11 градусов - фотоаппарат в перчатках, да и двигались быстро (чтоб не мерзнуть) - не все фотографии удачные.


Фронтон.


На месте "Мини" стоял деревянный магазин.

С другой стороны магазина был симметричный (№7) дом №3, получивший после пожара кирпичную пристройку. В годы войны здесь размещался один из госпиталей.



Дом №3.

Здание детсада во дворе улицы Пригородной.

gudea - Фев. 27, 2007|10:26
Улица Пригородная.

Улица Пригородная №2.

Общежитие на 75 мест. 1957-59 гг. Типовой проект ЭС-24А № 1-2857.


Аллея на Пригородной.


Заходим во двор дома №2.

Дома №2 №4 по Пригородной.


Между ними выглянули напротив.

Крыльцо.

И они же со стороны улицы.


Дом №5. Сохранились балконы.










Здание поликлиники, 70-е годы.

Улица Московская.


Выходим к улице Прядильщиков с улицы Московской.



Улица Прядильщиков.
























Подъезд в доме.



Московская.

Во всех странах Европы, где есть такие же районы с минимальными жилыми ячейками и квартирами с минимумом удобств 1920х 1930х гг. давно еще после войны провели их реновацию, добавили ванны, там где не было, провели горячее водоснабжение, заменили отопление и эти квартиры вполне пригодны для малосемейных или одиночек, для молодых бездетных семей - хороший пример социального жилья.
Действительно, это тоже целый раздел архитектуры Вологды, который на глазах исчезает, как малоценный (всеобщее мнение - бараки!). Здесь другая эстетика, чем в дореволюционной Вологде.
Целостная архитектурно-пространственная среда рабочих поселков – воссоздает фрагмент нашей истории – парадоксальный по сложности пересечения социально-идеологических и художественных идей. Состояние многих домов в поселке льнокомбината предполагает ожидать их скорого разрушения (что уже активно происходит – горим!), отсутствие в значительной их части элементарных удобств и аварийное состояние конструкций вызывает у жильцов желание ускорить этот процесс. Нужно ли нам сохранять это наследие и как его сохранять? Методы реставрации памятников конструктивизма сегодня активно обсуждаются, и единого мнения по этому вопросу пока не существует. Как сохранить в архитектуре неповторимую атмосферу межвоенной эпохи, обеспечив современные эксплуатационные качества застройки? Успеем ли мы найти ответ на этот вопрос?
(продолжение будет).